Описание строения зуба человека

строение зуба у человека

Зубы – это не только костные образования для механической обработки пищи, но и показатель здоровья и благополучия человека.

С давних времен люди вынуждены питаться жесткой пищей, нуждающейся в тщательном измельчении и обработке. И именно белые, ровные зубы с розовыми деснами всегда свидетельствовали о том, что человек питается качественно и разнообразно.

Схема

Зубы у человека состоят из трех элементов:

  • Коронка. Самая верхняя видимая часть, которая полностью или частично выступает над альвеолой после прорезывания;
  • Шейка. Более узкий участок, расположенный в десне между основной коронкой и корнем.
  • Корень. Самая нижняя часть, находящаяся в альвеоле. В мякоти корня содержатся переплетения нервов и сосудов. С помощью надкостницы корни плотно закреплены в альвеолярной лунке. В зависимости от выполняемых зубом функций и анатомических особенностей человека, количество корней может варьироваться от 1 до 4 единиц.

Основным веществом в структуре зуба является дентин, который составляет большую часть его массы. С химической точки зрения дентин представляет из себя коллаген, пропитанный различными солями, фосфором и другими минеральными веществами.

схема строения зубов человека

Фото: схема строения зубов и челюсти человека

Коронка сверху покрыта эмалью. Благодаря тому, что основу коронки составляют неорганические соединения, по прочности она близка к алмазу. Обменные процессы протекают лишь в тонкой кожице, плотно обволакивающей поверхность неповрежденной эмали.

Фиксация зуба происходит с помощью «особого цемента», покрывающего корень. По своей структуре цемент очень близок к строению костной ткани. Поступление крови происходит через ветви наружной сонной артерии, плотно переплетенные между собой. Отток же венозной крови происходит по сосудам, напрямую связанным с кровообращением мозга.

Такое кровообращение, в свою очередь, несет в себе опасность: в случае локализации изначальной инфекции в ротовой полости, через эти сосуды она может попасть в твердую оболочку мозга и вызвать ряд тяжелых заболеваний.

Внешнее подобие строения верхней и нижней челюстей не говорит об их идентичности, поэтому следует ознакомиться с их структурой и отличительными особенностями.

В следующем видео можно наглядно ознакомиться со всем вышесказанным:

Верхняя челюсть

Центральный резец характеризуется наличием плоской формы, скошенного режущего края и единственного корня. Фронтальная часть резца выпуклая и содержит три небольших бугорка.

Внешний вид бокового резца идентичен центральному. Но в силу того, что центральный бугорок имеет большие размеры и выделяется гораздо сильнее, сам режущий край приобретает выпуклую обтекаемую форму.

Клык – элемент, доставшийся человеку в наследство от хищных представителей фауны. На коронке клыка находится всего один объемный бугорок. С помощью борозды, проходящей по внутренней части, клык как бы разделяется на две части.

Малые коренные зубы (в стоматологии называемые премоляры). В отличие от фронтальных, премоляры характеризуются более квадратной формой. Корни хоть и приплюснуты, но уже начинают раздваиваться.

особенности строения моляровБольшие коренные зубы (они же моляры) – являются самыми крупными во всем ряду и отвечают за непосредственное измельчение пищи. Первый моляр имеет прямоугольную форму с четырьмя бугорками, что позволяет пережевывать еду максимально эффективно. Второй моляр несколько меньше в размерах, но по функциональности и структуре корня практически ничем не отличается от предшественника.

Третий моляр, также называемый зубом мудрости, вырастает значительно позже остальных. Иногда он может вообще не прорезываться, что не очень страшно, так как никаких важных функций он не выполняет и является в большей степени рудиментарным органом.

Нижняя челюсть

Название и количество зубов верхней и нижней челюстей совпадают, но они имеют отличия в строении и функциональных особенностях.

Передние резцы значительно меньше своих собратьев сверху. Внешняя поверхность имеет два края: острый и тупой. Корни неглубокие, и не обладают большими размерами.

Нижние клыки практически не отличаются от расположенных сверху, только лишь имеют более узкие края.

Моляры и премоляры нижней челюсти имеют иное количество бугорков для пережевывания пищи, а также корней и каналов в них. В отличие от верхних моляров, нижние имеют на один корень меньше.

Анатомия моляров и премоляров

Коренные зубы в стоматологии разделяются на большие – моляры, и малые – премоляры. И их строение у человека сильно отличается от передних.

Премоляры

У человека существует по два малых коренных зуба с левой и правой стороны. У первого премоляра центральная часть жевательной поверхности имеет длинную форму, в то время как дальняя короче и крупнее.

Второй премоляр сохраняет все особенности первого, но он массивнее. Верхний премоляр имеет несколько меньшие размеры, нежели его нижний аналог.

Моляры

анатомические особенности больших коренных зубовВ зависимости от индивидуальных анатомических особенностей, количество моляров у человека может варьироваться от восьми до двенадцати. В силу же особенностей строения челюсти, коренные зубы постепенно уменьшаются от центра к краям.

Коронки у моляров большие, с ярко выраженной квадратной или даже треугольной поверхностью смыкания. Сверху расположено от трех до пяти жевательных бугорков, позволяющих молярам в полной мере выполнять свои функциональные обязанности – первичную обработку пищи.

Верхние моляры характеризуются наличием трех корней, два из которых направлены к щеке, а один – к языку. Нижние же моляры обладают всего двумя корнями: задним и передним. В крайних коренных зубах корни иногда срастаются между собой. Третьи моляры также обладают весьма непредсказуемой формой коронки, которая зависит от строения черепа и челюсти.

Резцы и клыки

Фронтальные зубы человека стоматологи разделяют на клыки и резцы.

Резцы

К резцам относятся по два зуба, расположенных в верхней и нижней челюстных дугах. Коронка имеет узкую, сплющенную форму с острым краем, так как предназначена для отрезания кусков пищи, которые впоследствии пережевываются молярами и премолярами.

Резцы верхней челюсти значительно шире и массивнее, в то время как нижние почти в два раза меньше. Корни одиночные и плоские, особенно это касается резцов, расположенных снизу. Верхняя часть корней отклоняется в сторону.

Клыки

Клыки располагаются непосредственно за резцами в верхней и нижней челюстных дугах. К их отличительной особенности можно отнести то, что оба режущих края сходятся под углом в одной точке, образуя столь узнаваемую форму. Клыки имеют один длинный корень с бороздками в боковой части.

Верхний клык больше и массивнее, в то время как нижний выражен менее ярко. Расположенные снизу клыки имеют более короткий и ровный режущий край, узкие продольные валики. Корни заметно короче по сравнению с верхними, имеют ярко выраженные бороздки.

Зубы мудрости

как устроены зубы восьмерки

а — поверхность вестибулярная; б — поверхность мезиальная; в — поверхность язычная; г — срез «восьмерки»; д — срез мезиодистальный; 1, 2, 3 — поперечный срез: в плоскости коронки, посередине и верхней части корня

Зубы мудрости или, как их правильно называть, третьи моляры, могут прорезаться в любом возрасте, и не обязательно все. Но в то же время, даже если они так и не появились, оставшись в зачаточном состоянии, это не является отклонением от нормы.

Третьи моляры являются одними из наиболее проблемных зубов человека. Они располагаются в конце ряда с обеих сторон, и всего их насчитывается четыре. Строение третьих моляров ничем не отличается от строения остальных больших коренных зубов. Но в то же время, есть и свои особенности:

  • зуб мудрости располагается последним в ряду, и не зажат между своими соседями;
  • на месте расположения третьего моляра у детей не бывает молочных зубов, подготавливающих почву для его прорезывания, что делает этот процесс более неприятным и болезненным;
  • корни у третьих моляров нередко срастаются в один большой, который может обладать неправильной конусообразной формой;
  • коронка не обязательно прорезается полностью и имеет различные варианты формы.

Обычно третьи моляры вырастают в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет. Но иногда они могут появиться и значительно позже, или даже не появиться вообще. Такие непрорезанные зубы называются ретинированными или полуретинированными, если коронка появилась лишь частично.

Проблемы при росте зубов мудрости вызваны эволюционными изменениями черепа. В челюсти современного человека они являются рудиментарным органом, и нередко для их нормального развития просто не остается необходимого места.

Молочные зубы

Их формирование у ребенка начинает происходить еще в утробе матери на двенадцатой неделе. Как правило, первыми у ребенка начинают появляться резцы, клыки и уже только в самом конце моляры.

Сроки протекания этого процесса сугубо индивидуальны и могут варьироваться, но в большинстве случаев формирование молочного прикуса начинает происходить в возрасте семи месяцев и заканчивается в три-четыре года. К этому времени у ребенка должно насчитываться двадцать молочных зубов.

По сравнению с постоянными зубами, молочные имеют свои особенности:

  • более мелкие размеры;
  • меньшее количество жевательных бугорков;
  • корни расходятся в стороны.

как устроены детские зубкиНесмотря на это, у молочных и постоянных зубов одинаковое количество корней.

Молочный ряд в челюсти состоит из десяти зубов: четыре больших коренных, четыре резца и два клыка. В возрасте шести-семи лет начинается выпадение молочных зубов и смена их на постоянные.

В первую очередь происходит смена большого коренного зуба, а окончательное формирование ряда заканчивается к двенадцати-четырнадцати годам, за исключением третьего моляра.

Частые вопросы

Каково строение зуба человека?

Зуб человека состоит из корня, который находится в костной челюсти, и видимой части – коронки, покрытой эмалью.

Какие основные части составляют зуб человека?

Зуб человека состоит из эмали, дентина, цемента, пульпы и корня.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Используйте простой и понятный язык при описании строения зуба, чтобы читатели без медицинского образования могли легко понять информацию.

СОВЕТ №2

Включите наглядные иллюстрации или схемы, чтобы помочь читателям визуализировать строение зуба и лучше усвоить материал.

СОВЕТ №3

Опишите функции каждой части зуба, чтобы читатели поняли, как они взаимодействуют в процессе жевания и речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации